Великий завоеватель

Naresuan

  • Страна: Таиланд
  • Год: 2007
  • Жанр: драма, военный, история
  • Время: 2 часа 43 минуты
  • Режиссер: Чатрихалем Юкол
  • Оператор: Nuttawut Kittikhun, Stanislav Dorsic
  • Бюджет: 700 млн бат
  • В главных ролях: Pratcha Sananvatananont, Wanchana Sawatdee, Sompob Benjatikul, Sorapong Chatree

Описание

Картина посвящена юности принца Наресуана — будущего короля Санпхета II, сыгравшего ключевую роль в истории Таиланда. В XVI веке Сиам (так в то время назывался Таиланд) представлял собой разрозненные королевства, которые в одиночку боролись против Камбоджи, Лаоса и Бирмы. Наресуан был тем, кто объединил Сиам в единое государство. При нем страна освободилась от бирманского ига и противостояла нападениям Камбоджи и Лаоса. За годы правления Санпхета II, Сиам укрепился и расширил свои границы. Потомкам король оставил могущественное государство, на которое еще 150 лет не решались напасть соседи. За вклад в развитие страны, тайцы почитают Наресуана как национального героя и добавляют к его имени слово «великий».

  • кадр из кинофильма Великий завоеватель (Naresuan, 2007)

     

  • кадр из кинофильма Великий завоеватель (Naresuan, 2007)

     

  • кадр из кинофильма Великий завоеватель (Naresuan, 2007)

     

  • кадр из кинофильма Великий завоеватель (Naresuan, 2007)

     

  • кадр из кинофильма Великий завоеватель (Naresuan, 2007)

     

Сюжет картины

Действие фильма разворачивается в период, когда Сиам был захвачен Бирмой. В 1569 году король Баюнианг захватил Аюттайю, служившую столицей Сиама. Наследный принц Наресуан, которому в тот момент было 14, отправился в плен к бирманцам в качестве заложника, для гарантии ненападения тайцев. Лента описывает события, произошедшие за два года пребывания Наресуана в Бирме. В это время зарождалась будущая независимость тайцев, т. к. хотя Баюнианг и относился к пленнику как к сыну, герой мечтал об освобождении, собственном и национальном.

Неважно, чей род правит королевством, важно, чтобы Сиамом управляли сиамцы. Мы не должны быть рабами другого королевства. Иначе все разрушится. — Юный Наресуан

Хотя бóльшая часть экранного времени и отведена жизни в Бирме, в картине можно увидеть культуру самих тайцев — костюмы придворных, военную амуницию, интерьер помещений, торжественные церемонии и другое. Быт той эпохи детально отражен в декорациях. Работа художника-постановщика на высоте: кадрами фильма можно иллюстрировать учебник культурологии Таиланда, а видеоряд картины не уступает в эстетичности голливудским постановкам.

В плену Наресуан служил в храме при дворе короля Бирмы, потому в фильме хорошо отражен быт буддийских монахов. В картине показаны и несколько сцен с петушиными боями, так популярными в Таиланде. Историки полагают, что именно в то время петушиные бои стали набирать популярность среди тайцев.

Стоит отметить, что создатели немного перемудрили с сюжетной линией, которую трудно уследить не зная историю Сиама. Большая часть сцен затянута, а некоторые довольно смешны из-за своей наигранности, но это ничуть не мешает восприятию.

Культурный контекст

При просмотре «Великого завоевателя» нужно помнить, что фильм снят по канонам тайского кинематографа, и не рассчитан на западного зрителя. Этим объясняется, например, своеобразная игра актеров и динамика сюжета. Главные персонажи киноленты — члены королевских семей. В Таиланде их принято играть с пафосом, так, чтобы мимика и жестикуляция этих героев была преисполнена величием. Западному зрителю такая патетика кажется слишком наигранной, но в глазах тайцев она адекватно отражает королевское достоинство.

Другая особенность фильма — неторопливое развитие сюжета. Ритуальные приветствия и высокопарные речи замедляют действие картины. Но тайцам по душе такая неторопливость, потому что в их понимании — торжественным моментам не свойственна быстротечность.

  • кадр из кинофильма Великий завоеватель (Naresuan, 2007)

     

  • кадр из кинофильма Великий завоеватель (Naresuan, 2007)

     

  • кадр из кинофильма Великий завоеватель (Naresuan, 2007)

     

  • кадр из кинофильма Великий завоеватель (Naresuan, 2007)

     

  • кадр из кинофильма Великий завоеватель (Naresuan, 2007)

     

О съемках фильма

Для съемок киноленты были построены декорации в виде точных копий дворцов, храмов и крепостных сооружений. Строительство велось четыре года. После окончания работ над фильмом, все здания сохранили. Сегодня съемочная площадка студии Prommitr Film Studio стала чем-то вроде тематического парка. На территории в 3200 м² воссоздан Сиам XVI века: резиденция короля, храм Pra Mahatien, оружейные палаты и боевые орудия, военные укрепления, традиционные деревни тайцев и др. Парк находятся на территории военной базы Surasi Military Camp, в 24 километрах от города Канчанабури. Цена билета — 200 бат.
Координаты места: 14.146949, 99.429423

«Великий завоеватель» (в международном прокате «The Legend of King Naresuan The Great» Part I) — это первая из шести серий киноэпопеи о жизни Наресуана. Только на съемки первой картины о национальном герое потрачено 700 миллионов бат. Весь же цикл фильмов стал самым дорогим кинопроектом в истории Таиланда. На русском языке выпущены только первые два фильма.

Фильмы о короле Наресуане:

Великий завоеватель (The Legend of King Naresuan The Great, Part I: Hongsawadee’s Hostage, 2007);
Великий завоеватель 2 (The Legend of King Naresuan The Great, Part II: Reclaiming Sovereignty, 2007);
The Legend of King Naresuan The Great, Part III: Naval Battle, 2011;
The Legend of King Naresuan The Great, Part IV: The Nanda Bayin War, 2011;
The Legend of King Naresuan The Great, Part V: Elephant Battle, 2014;
The Legend of King Naresuan The Great, Part VI: The end of Hong Sa, 2015.